Когда заходишь в школу №84 Петроградского района Петербурга, кажется, что впал в детство: сразу над дверью – гигантский патриотический плакат, через несколько шагов на стене – не менее патриотическая стенгазета "Шаги истории". Как выяснилось, она меняется каждую неделю, на этот раз она рассказывала о восстании Степана Разина, о присоединении Крыма к России указом Екатерины Второй, о спасении советским солдатом Николаем Масаловым трехлетней немецкой девочки из огня в Берлине, об успехах первых пятилеток и о многом другом.
Вроде бы ничего плохого в самих темах нет, но и само оформление газеты, и подача материала повергает человека, выросшего в стране победившего социализма, в некоторое изумление. Как будто не было четверти века, прошедших с падения коммунистического режима, не было публикаций о ГУЛАГе, о преступлениях НКВД, о сталинских переселениях народов, об уничтожении крестьянства, красиво именовавшегося коллективизацией, о цене военных побед – ничего не было. Стоишь перед этой газетой и читаешь, что "восстание Степана Разина выражало чаяния народа о справедливости", что "первая пятилетка должна была решить задачу огромной важности, казалось бы, неподъемную в такой малый срок: сделать из отсталой крестьянской России новую, современную страну с развитым индустриальным производством". Читаешь знаменитый лозунг "Пятилетку – в 4 года!", триумфальный список достижений – Турксиб, Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Горьковский автомобильный завод, Магнитка, и, наконец, вывод, до боли знакомый тем, кто учил все это в школе и сдавал экзамены по разным дисциплинам, вколачивавшим в неокрепшие головы вот именно это: "В рекордно сжатые исторические сроки СССР удалось создать новую современную основу народного хозяйства, запустить с нуля целые отрасли промышленности, ликвидировать безработицу. Экономическая независимость повысилась, обороноспособность – укрепилась. За предшествовавшие Великой Отечественной войне пятилетки страна успела к ней подготовиться".
Когда отходишь от газеты, рука невольно тянется к шее – нет ли там пионерского галстука. Галстука нет, зато вокруг снуют дети в матросках и пилотках – видно, что патриотическое воспитание в этой школе на высоте. Директор школы Светлана Тарасова подтверждает догадки – по ее словам, газета вывешивается в школе уже три года, и она не понимает из-за чего поднялся шум.
Я не понимаю, в чем проблема – неужели я должна пересматривать решения президента
– Она пользуется необыкновенной популярности среди родителей, они подходят и с удовольствием читают информацию о нашей истории, отзывы о газете очень хорошие. Она распространяется через отдел образования, библиотечный фонд, издается по инициативе президента: она выиграла президентский конкурс, получила грант. Я не понимаю, в чем проблема – неужели я должна пересматривать решения президента, чтобы вывешивать разрешенную литературу? У меня все эти номера просматривают учителя истории, они молодые люди, выросли уже в России, а не в СССР, и у них почему-то эта газета никаких вопросов не вызывает.
Авторы "Шагов истории" прославляют сталинскую Конституцию, осуждают кулаков, "которые притесняли бедных односельчан"
Депутатам Законодательного собрания Петербурга Александру Кобринскому и Борису Вишневскому попались на глаза другие выпуски газеты, по поводу которых они даже распространили сообщение в интернете, где говорится, что газета "Шаги истории" "упоённо рассказывает учащимся о подвигах товарища Сталина и об экстремистах, разваливших Советский Союз", о том, как "в 1991 году Ельцин, Кравчук и Шушкевич решили "развалить страну, невзирая на мнение народа", что в республиках бывшего СССР "от лица народов начали выступать экстремисты, требовавшие независимости", что в 1917 году большевики "провозгласили курс на строительство нового, справедливого общества – социализма, и власть Советов моментально решила наиболее насущные проблемы", что тогда же была "заложена возможность создания советской сверхдержавы". Кроме того, авторы "Шагов истории" прославляют "сталинскую Конституцию", осуждают "кулаков", которые "притесняли бедных односельчан" (без малейшего упоминания о массовых репрессиях при коллективизации, о рабском труде колхозников)". Директор школы Светлана Тарасова не видит в этом ничего плохого:
– История у нас была, наверное, не надо ее отменять. Я не могу на пустом месте воспитать у детей патриотизм. Все факты там изложены объективно, без личной оценки. Если солдаты шли в бой с именем Сталина – ну, так что же, это было, это показывают все фильмы.
– Светлана Игоревна, а вы не сталкивались с тем, что существует другая правда о войне, что многие специалисты согласны в том, что история войны до сих пор не написана? Не попадалась ли вам, например, книга Астафьева "Прокляты и убиты"?
У нашей школы есть медаль за патриотическое воспитание
– Нет, я ее не читала. Я выросла в советское время, видимо, это наложило на меня какой-то отпечаток. Я поддерживаю нынешнюю политику России, поддерживаю президента, и вообще, я работаю в государственном учреждении, скорее всего, я не должна излагать никаких своих политических взглядов. Но у нашей школы есть медаль за патриотическое воспитание, которую Москва нам вручила, наверное, это говорит о том, что мы хорошо воспитываем наших детей.
К распространению газеты имеет отношение и общественная организация "Родительское всероссийское сопротивление", ее представитель Тимур Гудков говорит, что проект, стоивший 3 миллиона рублей, направлен на популяризацию культурного наследия России.
– Восхваления Советского Союза там нет, там даются объективные факты. О голодоморе, я думаю, детям знать еще рано, а знать о том, что вдохновит их на подвиг, хотя бы в учебе, необходимо.
Если стенгазета "Шаги истории" не является восхвалением Советского Союза, то другое определение ей подобрать будет довольно трудно. А чтобы понять взгляды самого Гудкова, достаточно заглянуть на его страничку "ВКонтакте" и полюбоваться на красноречивую схему самого сильного и успешного в мире государства с "серпастым и молоткастым" гербом посередине.
Стоит заметить, что газета распространяется не только в Петербурге, но и в других городах России, число охваченных школ исчисляется сотнями, и Тимур Гудков на своей странице делится планами по расширению стенгазетной экспансии.
Депутата Бориса Вишневского этот факт чрезвычайно тревожит:
Пусть они это вешают у себя на кухне, раздают на своих митингах, но в школе этого не должно быть на пушечный выстрел
– Под видом ознакомления с историческими событиями впаривается мракобесная кургиняновско-прохановская пропаганда: школьникам дается издание, где восхваляется Сталин, сталинская конституция, рассказывается, что у нас были свободные выборы, до которых Америка еще не доросла, что бедный Советский Союз был вынужден напасть на Финляндию, чтобы обеспечить безопасность Ленинграда. Все это расходится не только с фактами, но и с официальными учебниками истории. Это частная точка зрения крайних реакционеров, сталинистов, имперцев и шовинистов, которых мы регулярно видим по телевизору или на митингах – они нам рассказывают, как надо возвращать наше советское прошлое, как нас со всех сторон окружают враги. Пусть они это вешают у себя на кухне, раздают на своих митингах, но в школе этого не должно быть на пушечный выстрел.
Депутаты Борис Вишневский и Александр Кобринский направили обращение вице-губернатору Владимиру Кириллову с требованием изъять из школы все экземпляры стенгазеты "Шаги истории", привлечь к ответственности виновных в ее распространении и принять меры к тому, чтобы впредь подобные образцы политической пропаганды не появлялись в школах Петербурга. Борис Вишневский надеется, что вице-губернатор на их обращение откликнется:
Все это еще делается на бюджетные деньги и по предписанию отдела образования
– С другой стороны, я понимаю, что все это – в том тренде, который у нас сейчас активно развивается, и что если пойдет такими темпами, эта точка зрения на историю страны опять может скоро стать официальной. Но я надеюсь, что нам удастся этого не допустить, пока, во всяком случае, допускать пропаганду сталинского и большевистского мракобесия в школе невозможно. Причем это президентский грант, то есть все это еще делается на бюджетные деньги и по предписанию отдела образования. Я с беспокойством думаю о предстоящем Дне Победы, когда опять кто-то из чиновников может выйти на Невский с портретом Сталина, и нам будут рассказывать, что Иосиф Виссарионович являлся творцом нашей великой победы. К сожалению, наши власти живут в прошлом, и они его используют, чтобы оправдать свое властвование в настоящем. Они все родом из Советского Союза и хотят туда вернуться, хотят нового политбюро и новой КПСС, только при этом с возможностью невероятного личного обогащения.
А вот историк Евгений Анисимов предлагает относиться к таким вещам, как просоветская стенгазета, спокойно:
– Сколько было французских революций, и они всегда сопровождались неким откатом, потом общество снова возвращалось к движению вперед. Многие люди действительно соскучились по прошлому. Вы знаете, когда Елизавета Петровна вступала на престол, люди к этому времени забыли жестокость петровской эпохи и восторженно приветствовали дочь Петра, – плохое забывается. Я думаю, надо с этим смириться – всегда бывает реставрация. Она не касается принципиальных вещей – собственности, ряда существующих свобод, поэтому, я думаю, надо спокойно к этому относиться.
Депутат Александр Кобринский в принципе согласен с тем, что реставрация чаще всего наступает после революционных потрясений, но он не считает, что на этом основании стоит успокаиваться:
Подобная трактовка истории – это политическая деятельность, категорически запрещенная в школах
– У нас все эти сталинисты, черносотенцы до поры сидели тихо, а теперь они гордо подняли голову и наперебой кричат нашим правителям: "Посмотрите на нас! Мы лучше, чем "Единая Россия", мы больше достойны денег и внимания!" Они прекрасно улавливают современную тональность – это ставка на силу, это прекращение всякого диалога с демократической оппозицией, это поиск внешних и внутренних врагов, это физическое воздействие на оппонентов, как это было в начале ХХ века – "Союз Михаила Архангела" и "Союз русского народа", это вторжение государства с помощью церкви в самые частные сферы человеческой жизни, это попытка с помощью цензуры диктовать, как надо писать книги и ставить спектакли. Все это дает простор для соответствующих организаций, одна из которых, представляющая фактически филиал кургиняновского движения, воспользовавшись государственным грантом, стала в этой стенгазете воспевать прекрасный Советский Союз и говорить, какие мерзавцы были те три человека, которые его разрушили, и как было бы хорошо его восстановить. Подобная трактовка истории – это политическая деятельность, категорически запрещенная в школах. Очень огорчает, что и директор школы, и учителя отнеслись к этой стенгазете спокойно, хотя у нас почти в каждой семье есть репрессированные родственники. Я этой позиции не понимаю.
Александр Кобринский, говоря о неизбежных откатах назад, готов проявить некоторый оптимизм:
Речь идет не о реставрации советской идеологии, а об идеологии сильной руки, которая в какой-то момент может стать основой для фашизма, национал-социализма
– Ни один из этих откатов не доходит до той точки, до которой закручивались гайки в предыдущий период. Брежневские заморозки не идут ни в какое сравнение с тем, что делалось при Сталине. Но Евгений Анисимов историк, а мы участники процесса, и мы знаем, что чем меньше мы будем сопротивляться, тем дальше будет откат. Ведь власти все время оценивают ситуацию: вот здесь проглотили – можно двигаться дальше, вот здесь возмутились – надо остановиться. Поэтому нужно все время напоминать людям, что они люди, а не холопы и не иваны, не помнящие родства. Им же изо дня в день промывают мозги и говорят, что пушки и самолеты – это главное, а не онкобольные дети, 35% которых умирает, потому что просто не получает нормальной помощи, что главное война, а не пенсии, и человек себя отстраняет от ситуации, думает, что с ним-то ничего плохого не случится – так же было и с репрессиями, когда доносчики думали, что с ними-то ничего плохого не произойдет. Но мы теперь знаем, что на практике с них-то все и начинается. И речь идет не о реставрации советской идеологии, а об идеологии сильной руки, которая в какой-то момент может стать основой для фашизма, национал-социализма. И в этом самая главная опасность: с одной стороны у нас торжествует национализм, не в расовом отношении, а в плане преимущества России над другими странами, а с другой стороны – социализм, коммунизм этот кургиняновский, и когда они соединятся, тут-то и будет национал-социализм, и вот этого-то не хотелось бы допустить.