Linkuri accesibilitate

Непрофсоюзный автопром Юга


Сборочный завод Volkswagen в Чаттануге открылся в мае 2009 года
Сборочный завод Volkswagen в Чаттануге открылся в мае 2009 года

Двухлетняя агитация не помогла: новый автозавод отказался создавать подразделение профсоюза

Единственный пока в Соединенных Штатах автосборочный завод немецкой компании Volkswagen открылся в городе Чаттануга штата Теннесси на юго-востоке США почти три года назад. На протяжении двух из них представители общеамериканского профсоюза автомобильной промышленности вели масштабную кампанию, агитируя работников создать у себя его подразделение. В конце прошлой недели здесь прошло голосование, итоги которого оказались неожиданными: большинством голосов, с перевесом в 14%, работники автозавода, на котором заняты более 1,5 тысячи человек, такие планы отвергли. Итоги голосования в очередной раз отразили общую для США тенденцию последних десятилетий.

В 2013 году профсоюзы объединяли в Соединенных Штатах чуть более 11% всех работающих – как и годом ранее. Хотя еще 20 лет назад в профсоюзах состоял каждый пятый.

Да и нынешний уровень обеспечивается в основном государственным сектором – членами профсоюзов являются 35% всех госслужащих в стране. В частном секторе американской экономики их доля не превышает 7% всех занятых.

Им и дела нет до того, что на автозаводах Германии рабочие советы по традиции создаются явочным порядком.
В ключевой структуре крупнейшего профсоюзного объединения США (AFL-CIO) - профсоюзе автомобильной промышленности (UAW) - количество участников за последние 25 лет сократилось на 75%. Ускорили этот процесс и крупные уступки, на которые профсоюзам пришлось пойти четыре года назад ради преодоления кризисного банкротства сразу двух из трех автомобильных компаний США – General Motors и Chrysler.

Нынешние усилия профсоюзных объедений связаны в основном с южными штатами страны. Ввиду более либерального налогового климата и общего регулирования бизнеса, автомобильные компании переводят сюда все больше своих производств, к которым добавляются и филиалы крупных зарубежных автопроизводителей. В том числе – завод Volkswagen в Теннеси.

Профсоюз проиграл, несмотря на крайне благоприятную для него обстановку на заводе в Чаттануге – немецко-американский менеджмент не только не препятствовал, но даже способствовал его агитации среди рабочих, отмечает историк профсоюзного движения в США профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Нельсон Лихтенштейн. В самой Германии менеджмент Volkswagen традиционно взаимодействует с рабочими советами. Но в США законодательство разрешает создание таких советов лишь в случаях, если на производстве уже существует официально зарегистрированный профсоюз.

Большинство рабочих автозавода, проголосовав против создания профсоюза, по сути, заявили, что не видят для себя пользы от профобъединения сегодня, а это - факт в высшей степени знаковый, продолжает профессор Лихтенштейн. “Если не преуспели в Чаттануге, где обстановка им благоприятствовала, то в обозримой перспективе они вряд ли добьются успеха и на других автомобильных заводах региона, менеджмент которых настроен по отношению к профсоюзам куда менее лояльно”.

Это решение - обвинительный приговор и общенациональному профсоюзу работников автопрома, и, как мне представляется в более общем плане, самому принципу коллективных договоров, которые десятилетиями регламентировали отношения рабочих и администрации на крупных американских предприятиях, соглашается профессор университета Кларка в штате Массачусетс Гари Шасон:

“То, что происходило в Теннеси, нельзя называть обычной агитационной кампанией профсоюзов. Нет, это была “звездная” кампания, с которой профсоюз связывал огромные надежды и которая, в случае победы, была бы представлена как свидетельство возрождения промышленных профессиональных союзов в целом”.

За три года существования завода компании Volkswagen в Чаттануге массовых сокращений на нем было, крупных жалоб со стороны работников на администрацию – тоже. Можно предположить, трудовой коллектив решил, проще говоря, что от добра добра не ищут?..

Организовать профсоюз на новом месте всегда сложнее, чем на устоявшемся производстве, и действительно некое недовольство рабочих менеджментом еще не возникло, продолжает Нельсон Лихтенштейн. Напротив, по его словам, рабочие завода сравнивают свою зарплату, достигающую 20 долларов в час, с заработками, скажем, соседей в розничной торговле, которые зарабатывают ровно вдвое меньше, и задаются вопросом, зачем нам профсоюз?

“Им и дела нет до того, что на автозаводах Германии рабочие советы по традиции создаются явочным порядком, независимо от того, как давно эти заводы открылись”.

Профсоюз проиграл, несмотря на крайне благоприятную для него обстановку на заводе в Чаттануге.
Оба собеседника Радио Свобода сходятся и в том, что промышленные профсоюзы в США могут расширяться сегодня только за счет южных штатов, все остальные регионы страны ими уже охвачены. Но Юг, в силу отсутствия здесь профсоюзных традиций, менее восприимчив к их доводам.

Вообще же идея активного сотрудничества рабочих и администрации, воплощенная в рабочих советах и столь привычная для Европы, абсолютно непривычна для США, полагает профессор Шасон. “Здесь свыклись с мыслью о том, что профсоюзы, мол, заняты исключительно переговорами с администрациями предприятий о зарплатах и условиях труда, находясь в состоянии постоянного соперничества с ними”.

По действующему в США законодательству, через год после неудачной попытки создания на каком-то предприятии отделения профсоюза руководство последнего вправе развернуть кампанию сбора подписей работников для вынесения этого вопроса на повторное голосование.
В случае с американским заводом Volkswagen этому будет всячески способствовать и головное отделение профсоюза компании в Германии. Рабочие в Чаттануге могут также попытаться сформировать и свой местный заводской профсоюз, независимый от общенационального профсоюза работников автомобильной промышленности.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG