Руководитель центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов рассматривает предложение российского МИДа как точку отсчёта для начала возможного сближения двух стран:
– На протяжении последних двух недель неоднократно поступали предложения со стороны и грузинской диаспоры в Москве, и в России, и со стороны некоторых других структур обратиться к вопросу о решении проблемы виз, который стал бы первым шагом на пути, по крайней мере, к смягчению отношений между Москвой и Тбилиси. Это показывает, что Москва готова обсуждать некие вопросы (по крайней мере, касательно перемещения граждан) в более мягком, сдержанном режиме, чем это было полгода-год назад. Это уже позитив. Поэтому реакция некоторых грузинских чиновников и политиков на эти предложения, мне кажется, все-таки немножко неконструктивной. Да, понятно, что Москва не пойдет на обсуждение вопроса Южной Осетии и Абхазии, но все-таки тема перемещения граждан между Грузией и Россией – это вопрос, который можно решать вне контекста проблем тех территорий, которые Россия признала, а Грузия не признала. А значит, все-таки добрая воля со стороны Москвы в данном случае могла бы не повиснуть в воздухе, а получить более-менее адекватный ответ. Впрочем, я не исключаю, что рано или поздно он последует: если отношения достигли нулевой точки, дна, от дна удобнее отталкиваться, – уверен Алексей Власов.
В тот же вечер замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе заявила, что говорить об установлении дипломатических отношений с Москвой можно будет только после деоккупации территории Грузии.
Тбилисский политолог Иосиф Цинцадзе полагает, что грузинские власти не станут серьезно относиться к этому предложению Москвы:
– Хорошо известны условия восстановления дипотношений – деоккупация или признание территориальной целостности Грузии. Естественно, я не думаю, что Москва готова выполнить эти требования. Так что это, наверное, путь, который никуда не ведет. Просто пропагандистский ход. Москва не осталась в долгу – предлагает, старается планку поднять чуть выше. Я не думаю, что сейчас или когда-нибудь в обозримом будущем будет наше правительство готово согласиться с тем, чтобы на официально признанной международным сообществом территории Грузии находились три посла России – в Цхинвали, в Сухуми и Тбилиси. Это юридический нонсенс и как-то даже отдает неприличным цинизмом, – считает Иосиф Цинцадзе.
В ближайшие годы подобные инициативы будут оставаться элементами дипломатической игры между двумя странами, далекой от реальности, считают эксперты.