Саакашвили также предложил Европе стать посредником в налаживании политического диалога с Россией и совместил это с призывом начать политическое признание оккупации двух грузинских регионов и имевших там место этнических чисток.
Чтобы объяснить, какой путь выбрала Грузия в решении проблем с российским военным присутствием в конфликтных регионах, Саакашвили рассказал о своем недавнем визите в Анаклию, расположенную неподалеку от абхазской административной границы.
Там, не опасаясь за свою жизнь, он вместе с множеством молодых людей был на одной из местных дискотек. На грузинской стороне играла музыка, горели огни, был слышен смех людей. А всего в нескольких метрах, по ту сторону административной границы, была тьма и тишина. «Нас разделяла Берлинская стена», - такие образы применил Саакашвили в своем выступлении в Европейском парламенте.
Грузинский президент подтвердил приверженность взятым в августе 2008 года обязательствам не решать проблемы с конфликтными регионами военным путем:
“Но чтобы доказать, что Грузия обязалась мирным путем решить свой конфликт с Российской Федерацией, мы берем на себя одностороннюю инициативу и объявляем, что Грузия не будет применять силу, чтобы заставить российских оккупантов отступить, а также чтобы восстановить свой контроль над оккупированными регионами”.
Саакашвили заявил, что готов возобновить политический диалог с Россией. «Пора сменить пушки на круглый стол», - сказал он.
Но чтобы это произошло, международное сообщество должно признать, во-первых, российское военное присутствие как оккупацию, во-вторых – факт этночисток грузинского населения в Абхазии и Южной Осетии.
После выступления Саакашвили часть зала аплодировала ему стоя.
Уже через несколько минут президента Европарламента Ежи Бузека спросили, как он смотрит на предложение Саакашвили признать «оккупацию».
Бузек ответил, что они более чем довольны решением грузинского руководства взять одностороннее обязательство о неприменении силы, тем более что оно сделано всего за неделю до саммита ОБСЕ в Астане. Бузек также добавил, что он ждет позитивной реакции со стороны России.
Когда настойчивая журналистка еще раз переспросила его, собирается ли он официально использовать слово «оккупация», Бузек надел очки и прочитал по бумаге:
“Европейский парламент продолжает неизменно поддерживать суверенитет и территориальную целостность Грузии. Примерно такой текст был в резолюции Европейского парламента. Для меня эта формулировка очень важна, потому что мой мандат определяется решениями пленарных заседаний. Мы, безусловно, будем обсуждать этот вопрос, но на данный момент это довольно понятный ответ на ваш вопрос”, - сказал президент Европарламента.