Linkuri accesibilitate

Цены на зерно бьют рекорды


Засуха положила зерновые на огромных площадях
Засуха положила зерновые на огромных площадях
Аномальная жара, приведшая к засухе в ряде регионов России, вызвала беспрецедентный рост цен на зерно. Население начинает скупать продукты первой необходимости, опасаясь их неизбежного подорожания. Достаточно ли в России запасов зерна и хватит ли его до следующего урожая?

Голод России не грозит, убежден президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Даже если осуществится наихудший из возможных сценариев, переходящих запасов зерна российским потребителям хватит, и при этом не придется отказываться от экспортных обязательств. Но рекордные темпы роста цен на зерно налицо, признает Аркадий Злочевский:

– Дело в людской психологии. Пока рынок находится в непонятном состоянии, здесь все происходит как в толпе – каждый подогревает друг друга. Обычно такой разогрев толпы заканчивается плохо – катаклизмами. В условиях роста цен мы наблюдаем массовые дефолты по отгрузкам, отказы от поставок по уже заключенным контрактам. Недельку подождал – и рост цены окупает любые затраты на штрафы, неисполнение контракта. Выгодно. Такой вот бизнес.

Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский отмечает, что наибольший рост цен наблюдается в регионах, наиболее пострадавших от засухи, а быстрее всего растут цены на муку. В этой ситуации Российский зерновой союз призывает власти в срочном порядке вмешаться и в ближайшие дни начать так называемые товарные интервенции, в первую очередь, в регионах, пострадавших от засухи. Раньше, как правило, в период уборки урожая цены падали, а в этом году мы наблюдаем нечто совсем иное, подчеркивает директор департамента маркетинга "Международной зерновой компании" Николай Демьянов:

– На юге собрали очень хороший урожай, но продавать его никто не спешит в надежде на дальнейший внутренний рост цен. На рынке сложился дисбаланс: потребитель хочет купить зерно, держатель зерна продавать не хочет, тем самым, рост цен и подогревая. Что касается действий правительства, то, конечно, если бы начались интервенции, это был бы некий сигнал рынку. Что было бы целесообразно, с точки зрения стабилизации ситуации.

Возможно, власти медлят еще и потому, что продолжается дискуссия вокруг методики осуществления "товарных интервенций". В этом году зерно будет не продаваться на аукционе, а выделяться пострадавшим от засухи территориям по квотам, заявил недавно первый вице-премьер Виктор Зубков. По его мнению, такой способ распределения более приемлем, чем через биржу. Российский же зерновой союз придерживается противоположной точки зрения. Необходимо прийти к какому-то компромиссу, убежден Николай Демьянов:

– Как бы дарить это зерно даже пострадавшим регионам я не вижу смысла. Потому что это сбивает всем цену. Сельхозпроизводитель переживал последние два года не лучшие времена, с точки зрения, цен. И высокая цена на зерно для него – это спасение, стимул для дальнейшего развития. Поэтому я бы все-таки предложил комбинированный механизм для распределения общего объема интервенции по всем регионам-потребителям. Не только пострадавшие от засухи должны получить зерно. Например, в Ленинградской области никогда не было столько зерна, чтобы себя обеспечить, это регион потребляющий, дотационный. Что ему теперь зерно не полагается? С учетом регионального принципа я бы зерно предложил бы все-таки реализовывать через механизм биржевых торгов. Это было бы справедливо.

Срочные меры государственного регулирования в аграрном секторе, уверены в Российском Зерновом союзе, способны пресечь спекулятивные игры не только на рынке зерна, но и в розничной торговле.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG