Linkuri accesibilitate

Свобода СМИ – залог независимости страны


20 лет назад, 12 июня 1990 года был принят закон СССР "О печати и других средствах массовой информации", ставший важной вехой в новейшей истории России. "Печать и другие средства массовой информации свободны," – так начиналась статья 1-я нового закона.

Удивительным было уже то, что закон, который с небольшими поправками действует до сих пор, был написан не "правовым управлением" правительства или научным институтом, а, как принято было говорить, "на общественных началах" тремя юристами: Юрием Батуриным, Михаилом Федотовым и Владимиром Энтиным. Вспоминает доктор юридических наук Михаил Федотов:

– Эта идея возникла после того, как мы увидели, что в официальном плане работ есть такой законопроект. Более того, мы увидели проект, который был подготовлен ЦК КПСС. И мы решили, почему бы нам самим не написать проект такого закона? Это была наша личная инициатива.

Более того, мы даже внесли в дело принятия закона о печати свой материальный вклад. Потому что проект был издан, как было написано в этой брошюрке, в редакции авторов за счет их средств. У меня даже есть дома платежный документ того времени (это 1989 год), где написано, что мы внесли в кассу издательства "Юридическая литература" 1242 рубля. По тем временам это были большие деньги.
Сегодня наши независимые СМИ напоминают баррикаду. Она почти разрушена. Там среди защитников уже почти никого не осталось, но она еще огрызается. Продолжает развеваться флаг – это наш закон о СМИ

В тот же самый день, 12 июня 1990 года, была принята и Декларация о государственном суверенитете России, напоминает Михаил Федотов:

– Закон о печати и Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации были приняты в один и тот же день и в одном и том же месте – в Кремле – двумя разными органами. Закон о печати был принят Верховным Советом СССР, а Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации – Первым съездом Народных депутатов РСФСР. Но то, что эти два события история свела в один день – это намек нашей истории, намек нам на будущее. Если российская новая государственность родилась в один день и в одном и том же месте, где родилась и свобода нашей прессы, значит им жить вместе. Врозь им жить нельзя. Вы начинаете ущемлять свободу массовой информации, и тем самым вы ставите крест или, как минимум, ставите под вопрос развитие российской государственности. Вот это нашим бы политикам понять – цены бы им не было!

Михаил Федотов подсчитал, что за последние годы в Закон о печати было внесено 26 поправок, формально расширяющих права журналистов и 33 – их ограничивающих. А что в итоге?

– Сам закон неоднократно корректировался. В подавляющем большинстве случаев это были технические изменения, которые его не ухудшили и не улучшили. В остальных случаях это были достаточно принципиальные поправки, которые его только ухудшали. Наиболее серьезные поправки были внесены в 2002 году. Они были связаны с противодействием экстремизму. Эти поправки на самом деле привели к тому, что сегодня у государства есть юридическая возможность просто в одночасье закрыть все неугодные СМИ. Понятие экстремизма крайне широкое и неопределенное, а механизм закрытия СМИ по обвинению в экстремизме элементарно простой. Но, как мы видим, все-таки еще далеко не все независимые СМИ закрыты. Все-таки многие из них еще продолжают существовать. Сегодня наши независимые СМИ напоминают баррикаду. Она почти разрушена. Там среди защитников уже почти никого не осталось, но она еще огрызается. Продолжает развеваться флаг – это наш закон о СМИ. Он пробит во многих местах, он горел, но он еще развевается. И мы не дадим его на поругание никому.

16 июня в центральном Доме журналиста откроется международная конференция: "Уроки гласности: журналистика и Средства массовой информации на постсоветском пространстве", посвященная 20-летию первого российского закона о печати.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG