Linkuri accesibilitate

Паспорт в разработке


Российский Госзнак разработал макет абхазского заграничного паспорта
Российский Госзнак разработал макет абхазского заграничного паспорта

СУХУМИ---На прошлой неделе президент Абхазии Сергей Багапш провел совещание, на котором обсуждался изготовленный российским Госзнаком макет абхазского заграничного паспорта. Эти паспорта обещают начать выдавать уже в июне. Причем понятно, что вопрос о загранпаспортах волнует у нас, в отличие, скажем, от России, почти каждого: ведь для нас и соседний сочинский регион – уже заграница.

Очень нелегко быть гражданином не только непризнанного, но и частично признанного государства. Мне запомнилось, как лет десять назад, в кулуарах встречи журналистов Южного Кавказа на горном грузинском курорте Гудаури, одна русская жительница Тбилиси в весьма эмоциональной манере начала доказывать мне, что Москва не имеет права выдавать жителям Абхазии российские паспорта. Я терпеливо слушал ее многочисленные доводы, ссылки на международно-правовые документы, а потом сказал ей, что наш диалог напоминает мне дискуссию двух ученых, один из которых с помощью научных терминов пытается доказать другому, что его собеседник не имеет права дышать или принимать пищу. Ведь мою собеседницу волновало все, что угодно, кроме права десятков тысяч человек – жителей Абхазии – на свободу передвижения: действие советских паспортов уже закончилось, и у нас не было ни одного документа, удостоверяющего личность, которые принимались бы за пределами маленькой Абхазии.

В 2005 году в Абхазию были завезены отпечатанные в Турции бланки внутренних паспортов гражданина Абхазии. Однако в руководстве страны возникли сомнения, озвученные как-то в эфире Абхазского телевидения тогдашним премьер-министром Александром Анквабом. На этих бланках было ошибочно отпечатано не «Республика Абхазия», а «Абхазия», что не соответствует официальному названию государства. Но потом все же решено было не тратить лишние время и деньги на печатание новых бланков, а использовать эти.

Но они, как выяснилось, не обладают также достаточной степенью защиты от подделок, а потому российские пограничники не принимают его в качестве документа при пересечении абхазско-российской границы. И вот теперь Александр Анкваб, уже в ранге вице-президента, как курирующий разработку загранпаспорта, представил на совещании у президента макет документа.

У него обложка синего цвета, в верхней лицевой части которой фольгой серебряного цвета напечатано «Республика Абхазия», а в нижней – «паспорт», все это на трех языках – абхазском, русском и английском, в центре – изображение герба Абхазии. На каждой из 36 страниц паспорта – водяные знаки, в которых использованы изображения сухумской набережной, озера Рица, элементы древних абхазских орнаментов.

Паспорт отвечает всем международным стандартам, себестоимость одного бланка будет не больше трех долларов США, или ста российских рублей. Участники совещания одобрили предложенный макет.

Но понятно, что пока этот загранпаспорт может помочь нам только при пересечении границ с четырьмя государствами – членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой и Науру. В других случаях годится только российский загранпаспорт, да и то далеко не всегда. Похоже, что после признания Россией Абхазии многие страны дальнего зарубежья ужесточили свое отношение к жителям нашей республики. Так, был случай, когда двух сотрудниц МИДа Абхазии пригласили на международную встречу в Дели, они должны были лететь туда по российским загранпаспортам, но Индия отказала им в визах.
Ходят противоречивые разговоры и о том, будут ли нам в дальнейшем продлевать действие загранпаспортов Российской Федерации. Я свой поменял в прошлом году, так что четыре с половиной года он у меня будет.

Кстати, в прошлом августе меня пригласили на встречу однокурсников - выпускников журфака Белорусского госуниверситета. Я очень хотел поехать, так как ни разу не был на этих встречах. Но действие российского загранпаспорта у меня закончилось. Сдал его на обмен в начале года, российские службы обещали уложиться в четыре месяца, но, увы, как водится… Время встречи в Минске приближалось, и в голове у меня начали возникать совершенно фантастические проекты: перейти границу с Россией по советскому паспорту (такое было временно позволено), потом добраться на автобусах до российско-белорусской границы, где, говорят, нет паспортного контроля. Но, к счастью, загранпаспорт пришел аккурат за неделю до дня встречи.
XS
SM
MD
LG