"Это Маша, которую я знаю всю свою жизнь". Разговор с сестрой Марии Колесниковой
7 сентября группа неизвестных похитила Марию Колесникову возле Национального художественного музея Беларуси и увезла ее в неизвестном направлении.
В ночь на 8 сентября стало известно, что Мария отказалась выезжать из Беларуси, порвав паспорт на белорусско-украинской границе. На следующий день отцу Марии позвонил следователь и сообщил, что она находится в СИЗО №1 на улице Володарского в Минске. Колесниковой пока не предъявлено обвинение (ее подозревают в призыве к захвату власти), о ее поступке пишут крупнейшие мировые СМИ. Белорусская служба Радио Свобода побеседовала с сестрой Марии Татьяной Хомич о главном оппозиционере страны и о том, как в политику попал человек, жизнь которого всегда была связана с искусством.
"Маша всегда была такой"
"Изменилась ли Мария за последние месяцы? Она с детства очень уверенный в себе человек, – говорит Татьяна Хомич. – Но я думаю, что последние несколько месяцев только укрепили ее уверенность в себе. Я верю в себя и верю, прежде всего, в белорусов. Я не заметила в ней кардинальных изменений, не сказала бы, что Мария сильно изменилась. Маша всегда была такой. Это Маша, которую я знаю всю свою жизнь".
"Она определенно не собиралась уходить"
Вечером 8 сентября на пресс-конференции в Киеве соратники Марии Колесниковой Антон Родненков и Иван Кравцов подробно рассказали, как Мария Колесникова вернулась в Беларусь, фактически находясь в нейтральной зоне между Беларусью и Украиной. История о порванном паспорте Колесниковой. Татьяна Хомич признается, что нисколько не удивилась.
"В данном случае меня это не удивило, – говорит Татьяна. – Я знаю, что Маша ни при каких обстоятельствах не покинет Беларусь по собственному желанию. Она точно не собиралась уходить. И, зная Машу, я понимаю, что она сделала бы все возможное, чтобы этого не произошло. Мы знаем, что мою сестру насильно привезли на границу. И она показала, что действительно не собирается уезжать из Беларуси ни при каких обстоятельствах. Это она нам подтвердила".
По словам Татьяны, возможный отъезд Мария обсуждала с родственниками и друзьями. Она всегда настаивала на том, что не станет этого делать.
"Маша часто говорила, что не пойдет, – вспоминает она. – И не уедет, потому что здесь, в Беларуси, остались ее друзья. Задержаны Виктор Бабарико и его сын Эдуард. Маша сказала, что не может оставить их здесь и уехать из Беларуси. Она всегда говорила нам, что сделает все возможное, чтобы их освободить. Она просто не могла уйти, это главная причина".
Белорусские правозащитники считают задержанных оппозиционеров Марию Колесникову, Максима Знака и Илью Салея политическими заключёнными.
Заявление правозащитных организаций распространено в четверг незарегистрированным в Белоруссии центром "Весна".
"Мы, представители белорусских правозащитных организаций, заявляем о признании Марии Колесниковой, Максима Знака и Ильи Салея политическими заключенными", – говорится в обращении. Правозащитники потребовали "немедленного освобождения Марии Колесниковой, Максима Знака и Ильи Салея и прекращения уголовного преследования в отношении них".
"Продемонстрированные спецслужбами абсолютно неправовые подходы (похищение и попытка насильственного выдворения за пределы страны М. Колесниковой в продолжение таких же неправовых прежних практик, примененных в отношении С. Тихановской и О. Ковальковой), а также угрозы физической расправы, которые были высказаны в отношении Марии Колесниковой в здании ГУБОПиК, еще больше подчеркивают политический и противоправный характер этого преследования", – говорится в сообщении.
В среду Следственный комитет Белоруссии сообщил, что Колесникова, Знак и Салей арестованы по делу о призывах к захвату власти.
Мария Колесникова просит возбудить уголовное дело по факту ее похищения и угрозы убийством
Член президиума Координационного совета белорусской оппозиции Мария Колесникова через своего адвоката обратилась с заявлением к руководителю Следственного комитета республики о возбуждении уголовного дела по факту ее похищения.
"Адвокат Марии Колесниковой Людмила Казак передала в Следственный комитет заявление на имя председателя СК Ивана Носкевича о возбуждении уголовного дела. В заявлении Колесникова указывает конкретные имена и должности людей, которые оказывали на нее психологическое давление в ГУБОПик и КГБ", – сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе штаба политика Виктора Бабарико, членом которого является Колесникова.
"В отношении меня высказывались угрозы лишить меня жизни, которые воспринимались мною реально. В частности, заявлялось, что в случае, если я добровольно не покину территорию Республики Беларусь, меня все равно вывезут: живой или по частям. Высказывались и угрозы лишить меня свободы на срок до 25 лет, устроить мне проблемы в местах содержания под стражей, в местах лишения свободы, что я также воспринимала как реальные", – говорится в тексте заявления Колесниковой в СК.
Она написала, что после отказа покидать страну ее поместили в камеру, где держали около часа. "Во время моего незаконного удержания в ГУБОПиК (МВД Белоруссии), КГБ, используя любую возможность, я заявляла проходившим мимо сотрудникам о том, что меня похитили, требовала сообщить о месте своего нахождения адвокату и отцу", – говорится в заявлении Колесниковой.
Колесникова требует возбудить уголовное дело в отношении сотрудников КГБ РБ, ГУБОПиК РБ по признакам преступлений, предусмотренных ст.182 (похищение человека), 183 (незаконное лишение свободы), 186 (угроза убийством) УК Белоруссии.
7 сентября Колесникову задержали возле Национального художественного музея и доставили в Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК), а потом привезли в КГБ, где требовали согласиться покинуть страну. В тот же день были задержаны ее соратники Иван Кравцов и Антон Родненков. Позже их троих насильно вывезли на белорусско-украинскую границу. Кравцова и Родненкова белорусские власти переправили на Украину. А Колесникова на границе порвала свой паспорт и была задержана.
Совет белорусской оппозиции продолжит работу, несмотря на аресты и выдворения
Члены Координационного совета белорусской оппозиции намерены продолжать работу, несмотря на аресты и выдворение из страны ряда видных участников этого органа, заявил "Интерфаксу" в четверг белорусский оппозиционер Павел Латушко.
"Мы обсуждаем подходы по количественному составу и порядку переизбрания президиума координационного совета", – сказал Латушко.
"Работает основной состав совета, он действует сейчас как орган, который фактически замещает работу президиума. Сейчас в условиях, когда половина членов президиума задержана, половина фактически выдворена из Белоруссии, за исключением Светланы Алексиевич, совет продолжает работу не менее активно, чем прежде", – заявил Латушко.