Linkuri accesibilitate

Сеанс геополитических шахмат. Часть 2


Крайне редко выпадает случай, когда мне приходится полностью менять содержание текста, подготовленного к публикации. И вот сейчас именно такой случай. 22-23 апреля в политической жизни Армении произошел коренной перелом, последствия которого станут понятнее позже. Но уже сейчас можно с уверенностью говорить: армянский народ добился того, во что не верил сам. Согласно международным исследованиям, Армения входила в условную группу стран с самым несчастливым народом; люди бежали из страны, а среди тех, кто остался, царила апатия. И тут такое.

Даже не знаю, с чего начать изложение мыслей – причины, последствия, технология, внутренние или внешние факторы? Всё же для начала немного фактов: утром 22 апреля по предварительной договоренности между лидером протестов, депутатом парламента Николом Пашиняном и новым президентом Армении Арменом Саргсяном прошла встреча господина Пашиняна с новым премьер-министром и бывшим президентом Сержем Саргсяном (однофамилец нынешнего президента).

Встреча не задалась с самого начала. Новый премьер сказал, что хотел бы провести дискуссию с Пашиняном без прессы (беседа проходила в здании отеля в самом центре Еревана), на что главный оппозиционер заявил, что пришел не для дискуссий, а для обсуждения условий отставки господина Саргсяна и мирной передачи власти. Услышав это, премьер заявил, что не потерпит языка ультиматумов и шантажа, и удалился, напомнив о трагических событиях 1 марта 2008 года.

10 лет назад тогдашняя оппозиция (где был и Пашинян) оспорила результаты президентских выборов, на которых победил как раз Серж Саргсян. Столкновения с полицией переросли в настоящее побоище, в результате которого погибли 10 человек. Тот кровавый шлейф все годы тянулся за Саргсяном, и нынешнее напоминание Пашиняну было воспринято многими как прямая угроза повторения трагедии.

И всё бы ничего, если бы сразу после сорванной встречи полиция не арестовала Никола Пашиняна и его соратников – депутатов парламента! Наплевательское отношение к депутатской прикосновенности возмутило людей едва ли не больше, чем сам факт задержания. Так или иначе, в течение дня 22 апреля количество протестующих выросло примерно с 10-15 тысяч до 150-160 тысяч. Огромная площадь Республики была забита людьми до отказа. Прежний «летучий» протест со спонтанным временным перекрытием улиц сменился массовой блокадой всего центра города. В первых рядах появились священники в рясах.

А когда утром 23 апреля на сторону протестующих перешли военнослужащие-контрактники ереванского гарнизона, стало ясно – власть Саргсяна рассыпается. Днем стало известно об освобождении Пашиняна, а чуть позже новый премьер заявил о своей отставке, не проведя на этом посту и недели. Народная революция победила. Пока, слава Богу, обошлось без крови. Но ведь это далеко не финал, что понимают и во власти, и в оппозиции.

Для начала зафиксируем «диспозиции» сторон. Никол Пашинян прочно удерживает неформальный титул лидера оппозиции. Исполняющим обязанности премьер-министра стал Карен Карапетян, бывший премьером с сентября 2016 года и ставший первым вице-премьером при Серже Саргсяне. Президент Армен Саргсян, как мне представляется, повысил свой статус в глазах общества, не побоявшись выйти на улицу для встречи с протестующими, включая Пашиняна, и явно не желая быть «английской королевой» в новоиспеченной парламентской республике.

К последующим шагам и заявлениям участников процесса я обращусь в третьей части публикации, а пока считаю нужным проанализировать форму и содержание событий 22-23 апреля 2018 года. Итак, что это было? Сразу хочу успокоить тех, кто до сих пор твердит о «майдане», обязательно добавляя, что он антироссийский. Это не просто заблуждение, а полное нежелание взглянуть на ситуацию объективно.

Что такое киевский майдан? Это четко выраженное стремление части народа и элиты к смене внешнеполитического курса или, по крайней мере, к сохранению тренда на эту смену. Как мы помним, зимой 2013-2014 года Украина бурлила по причине решения правительства о приостановлении процесса подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС. Заявленная «революция достоинства» была направлена не столько вовнутрь, на борьбу с «родными» олигархами и коррупцией, сколько на Запад с призывом спасти Украину от «поглощения» Россией. Что было дальше, мы знаем.

Но есть ли что-то подобное в Армении? Да, в 2013 году Серж Саргсян внезапно развернул Армению в сторону Таможенного союза. Но в 2017 году он же пролоббировал подписание Политического соглашения с ЕС – некоей «легкой» версии Соглашения об Ассоциации. В армянском обществе давно назрело недовольство чрезмерной ориентацией на Москву, но ведь поводов до сих пор было достаточно – почему же «выстрелило» сегодня? Да потому, что причина сугубо внутренняя – нежелание людей видеть Сержа Саргсяна бесконечным премьером после 10 лет пребывания на посту президента. В конце концов, он еще в 2015 году обещал не идти в премьеры, после завершения конституционной реформы. Но его Республиканская партия сильно-сильно уговаривала его стать кандидатом в премьеры, и после долгих уговоров он любезно согласился нарушить обещание. Смешно? Да, если бы не было так печально для него самого…

Словом, «майдан» в Ереване объяснялся усталостью людей от Сержа Саргсяна – человека, который олицетворяет порочную систему грабительского олигархического капитализма (9 млрд. долларов выведено в оффшоры за 10 лет), беспредела судов и полиции, тотальной коррупции и засилья бездарных и безграмотных кумовьев и сватов на всех важных постах. Причем тут майдан с русофобией, скажите на милость? Кстати, на митингах в Ереване не было ни одного флага ЕС, США или России – только армянские триколоры.

Продолжение следует

XS
SM
MD
LG