Новая политическая реальность – так оценивают приднестровские эксперты итоги второго тура выборов президента Украины. Владимир Зеленский получил почти втрое больше голосов, чем Петр Порошенко. Политтехнологи изучают «кейс Зелинского», а украинские внешние партнеры размышляют о будущих отношениях с официальным Киевом – внешнюю политику в Украине курирует именно президент.
Что изменится с приходом Зеленского для Приднестровья? Замглавы Института социально-политических исследований и регионального развития Андрей Моспанов уверен, что «региону необходимо двигаться поступательно». Впрочем, полагает Моспанов, основания для определенного оптимизма есть – и все заинтересованные стороны продолжат торговать и сотрудничать:
«Сейчас Приднестровью предстоит пережить несколько этапов во взаимоотношениях с Украиной. Первый – этап неопределенности, в течение которого ничего пока не будет меняться, и выходы на международные рынки сохранятся. Когда в Украине вовсю развернется период институционализации власти, когда будут назначаться губернаторы на местах – тут наступит следующий этап. Немаловажно, кто будет одесским губернатором, кто – винницким, ведь у Приднестровья налажена масштабная приграничная торговля именно с этими областями Украины. Есть соглашения о сотрудничестве, наработанные прочные связи.
Для Приднестровья на этом этапе важно найти общий язык не только с центром – с Киевом, но и на местах, с региональной властью. Ну, и, конечно, нужно найти подход нашему бизнесу к украинскому бизнесу – в лице господина Коломойского и его окружения, а также некоторых других крупных бизнесменов. Насколько нам это удастся, насколько мы справимся с этой задачей – будет зависеть в каких объемах мы сохраним торговое партнерство и статус-кво в деловых взаимоотношениях.
У бизнеса очень хорошо получается договариваться. А во-вторых, масштаб двусторонней торговли Приднестровья и Украины, судя по данным за последние три года, очень серьезно вырос. Сейчас объем украинского импорта в Приднестровье в денежном эквиваленте практически равен сумме всего приднестровского экспорта в Евросоюз. А ЕС в настоящий момент является крупнейшим экспортным партнером Приднестровья. Такие прочные и укрепляющиеся торговые связи с соседним государством – это и сохранение рабочих мест для украинцев, и налоги в бюджеты всех уровней, и сохранение бизнеса, и прибыль. Так что Приднестровью можно надеяться на благополучный исход в налаживании отношений с новой Украиной».
За первый квартал 2019 года товарооборот между Левобережьем и Украиной составил $73,4 млн. Показатели торговли непризнанной республики с Евросоюзом за тот же период – порядка $85 млн.
Но если бизнес настроен в целом положительно, то с политической составляющей сложнее. Как обозначить – а если удастся, то и успешно встроить – интересы жителей Приднестровья, в том числе, граждан Украины, постоянно проживающих на территории левобережья Днестра, в политическую повестку новой украинской власти? Бывший глава приднестровского внешнеполитического ведомства Владимир Ястребчак полагает, что сейчас руководству региона важно напомнить новому украинскому президенту о списке добровольно взятых на себя обязательств Украины по сохранению мира на Днестре:
«Чего ждать Приднестровью? Нам бы хотелось, во-первых, чтобы в органах власти Украины была преемственность подходов, во-вторых, институциональная память в отношении тех обязательств, которые она на себя взяла, в частности, быть объективным и беспристрастным посредником, гарантом, одной из функций которого является недопущение давления на одну из сторон конфликта.
Нам бы хотелось, чтобы украинская сторона, которая подключилась в 1995 году к диалогу на Днестре, к обеспечению стабильности и мира на обоих берегах, помнила, что мир и стабильность обеспечивается не только миротворческим присутствием украинских военных – что мы очень ценим, но, в том числе, и тем, что люди здесь могут свободно жить, развиваться – включая граждан Украины, не испытывая какое-либо давление».
По мнению Владимира Ястребчака, Киеву может быть интересен и процесс обеспечения мира в конфликтных зонах: «Наш опыт мог бы пригодиться, но я не думаю, что нам нужно быть инициаторами и навязывать свое видение. Если у всех вовлеченных в те трагические события, которые сейчас происходят на Донбассе, возникнет интерес, то уверен, что мы сможем поделиться опытом – и как останавливать боевые действия, и как налаживать экономические, гуманитарные, культурные связи в период после окончания открытой фазы вооруженного конфликта. Хотя мы прекрасно понимаем, что степень интенсивности конфликта того, что был у нас, и нынешнего, что не прекращается на востоке Украины, очень разнятся».
Украина и Россия – страны-гаранты в переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта в формате «5+2», посредником выступает ОБСЕ, Евросоюз и США – наблюдатели.
Украина участвует в миротворческой операции на Днестре. В 2005-м президент Виктор Ющенко предложил свой план приднестровского урегулирования – «План Юшенко», однако, он так и не был реализован.