Напомним, "снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации", как одна из национальных целей развития РФ к 2024 году, отражено в первом же пункте "майского" (2018 года) президентского указа.
В 2018 году численность населения с доходами ниже уровня прожиточного минимума, по текущим оценкам Росстата, составила 18,9 млн человек, или 12,9% общей численности населения страны. Примерно столько же было и в 2007–2008 годах, чему предшествовало непрерывное сокращение (в целом даже более чем в 2 раза!) в течение 6–7 лет. Абсолютный же на сегодня минимум был достигнут в 2012 году, после чего численность малоимущих граждан вновь начала расти:
За последние 10 лет резко замедлились и общие темпы роста среднедушевых доходов населения, особенно после 2015 года:
Приведенные на графике оценки доходов (в рублях) – именно среднедушевых. Так называемые "медианные" их показатели (уровень, при котором одна половина населения имеет доходы выше, а другая половина – ниже), все последние годы стабильно остаются примерно на четверть меньше.
И в международной сравнительной статистике именно медианный для той или иной страны уровень доходов является отправным для определения доли малоимущего ее населения. Например, в Европейском союзе (ЕС) "чертой бедности" считается доход, равный 60% медианного его значения. С 2013 года такой же показатель рассчитывает и Росстат. Сравним, используя последние из имеющихся на данный момент оценки Евростата:
Для сравнения, в 2013 году этот же показатель для России составлял 25,6% общей численности населения.
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей на сегодня 36 наиболее индустриально развитых стран мира, для определения "черты бедности" используют также показатель "50% от медианного дохода". Для России его тоже рассчитывает теперь Росстат:
Как видим, считая от медианного дохода, показатели России примерно в 1,5 раза превышают пока средние как для стран ЕС, так и для ОЭСР.