События 2021 года глазами карикатуриста
Навальный, "ёршик Путина", Нобелевская и "Мемориал". 2021 – #Елкин год

9
5 сентября арбитражный суд Москвы запретил компаниям Google и "Яндекс" показывать в поисковой выдаче словосочетание "умное голосование", систему поддержки альтернативных власти кандидатов, придуманную Алексеем Навальным. В результате новостью на выборах стало только электронное голосование в некоторых регионах. Оно принесло власти такую убедительную победу, например в Москве, что его решили распространить в будущем на всю страну, чтобы избежать эксцессов с волей избирателей.

10
8 октября было объявлено, что лауреатами Нобелевской премии мира стали главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и журналист-расследователь Мария Ресса с Филиппин. Их поздравили многие, но не президент России, который ждал с поздравлением две недели. Молчание Путина так воодушевило чиновников, что спикер Госдумы Володин даже предложил ввести процедуру отзыва премии.
"Я хочу, чтобы журналисты умирали старыми", – такими словами Муратов закончил свою нобелевскую лекцию 10 декабря.
"Я хочу, чтобы журналисты умирали старыми", – такими словами Муратов закончил свою нобелевскую лекцию 10 декабря.

11
12 ноября прокуратура РФ нашла в материалах "Мемориала" (признаны "иноагентами"?) оправдание терроризма. С этого начался "процесс против памяти", который вылился в решение запретить "Международный Мемориал" Верховным судом и Правозащитный центр "Мемориал" Мосгорсудом в конце декабря. "Ваш приговор убил последний шанс. А мог бы стать последним этим шансом". ЕС и США осудили решение судов, а ЕСПЧ потребовал их приостановить. А люди решили, что память не убить.

12
Параллельно с драмой народной памяти и совести в России развивалась человеческая драма в Беларуси. Тысячи мигрантов, свезённых дружественными Лукашенко турфирмами с Ближнего Востока к границе с Польшей, начали замерзать в лесу при минусовых температурах. 15 ноября канцлер Германии Ангела Меркель позвонила Лукашенко, а президент Франции Макрон – Путину. В российском сегменте соцсетей подумали, что шантаж работает, в ЕС оценивали результаты не так и наложили новые санкции за гуманитарный кризис на границе. Но кризис на границе продолжается.