Linkuri accesibilitate

Игорь Волницкий: «Молдова в плане диаспоры — случай уникальный»


Правительство ищет средства для организации и проведения досрочных парламентских выборов. По расчетам Центризбиркома, на всю кампанию нужно порядка 125 млн леев. Возможно, увеличится число избирательных участков — до 2200-ти, что на 57 участков больше, чем было на президентских выборах 2020-го. Ряд партий намереваются участвовать в кампании в составе избирательных блоков. О выборах и молдавской политике размышляет журналист и политолог Игорь Волницкий.

Свободная Европа: По мнению некоторых СМИ, роспуск законодательного органа и парламентские выборы, назначенные на 11 июля, означают борьбу между президентом Майей Санду и лидером социалистов Игорем Додоном — или, по сути, борьбу между Западом и Российской Федерацией.

Игорь Волницкий: Нужно смотреть и на подтексты. Действительно, в последние месяцы, или, точнее, в период после президентских выборов, создалось впечатление, что между Игорем Додоном и Майей Санду будет битва, что они вдвоем поляризуют политическую сцену Молдовы, одновременно отодвигая на периферию других политических игроков. Что ж, если мы допустим, что поляризация существует — и в обществе, и среди политического класса, то это приносит пользу, согласно классической формуле, обоим политическим акторам, участвующим в борьбе. Как правило, это выгоды в сфере политики, имиджевая капитализация и, в некотором смысле, радикализация электорального поля. А общество и избиратели группируются, в основном, вокруг двух крупных политических лагерей.

В Молдове, действительно, собственная редакционная политика в СМИ уже стала роскошью

И когда я говорю о подтекстах, о попытках позиционирования, реагирования на события в Республике Молдова, мы должны понимать, что не вся пресса в Республике Молдова в состоянии вести собственную редакционную политику. Есть средства массовой информации, которые могут позволить себе подобную роскошь, потому что в Молдове, действительно, собственная редакционная политика уже стала роскошью, но также есть и другие средства массовой информации, которые, не знаю, почему, предпочитают распространять месседжи, которые, так или иначе, выгодны тому или иному политическому лагерю. Смотреть через призму субъективизма полезно. Но в целом, де-факто, мы наблюдаем новую поляризацию, новый поход на баррикады и передел сфер влияния в молдавской политике.

Свободная Европа: Есть ли у кого-либо интерес помешать проведению досрочных парламентских выборов?

Мы наблюдаем новую поляризацию, новый поход на баррикады и передел сфер влияния в молдавской политике

Игорь Волницкий: До решения КС подобный интерес был, причем очевидный. Те, кто сформировал парламентское большинство, и не скрывали, что не хотят досрочных выборов. Или, точнее, хотят, но не сейчас, не летом. Но сейчас уже для любого политического деятеля очень рискованно оспаривать решение Конституционного суда. Даже если юридически это невозможно, политически — вполне. В обществе возникло ожидание, все больше и больше людей, ждут досрочных парламентских выборов, надеются на чудесные решения, на то, что гордиев узел молдавской политики будет разрублен. Подобные настроения доминируют в молдавском обществе, и потому я считаю, что для любого политического деятеля очень рискованно выступать против организации досрочных парламентских выборов, даже на декларативном уровне.

Свободная Европа: председатель ЦИК Дорин Чимил после встречи с и.о. премьер-министра заявил, что кабмин ищет деньги для досрочных выборов. Правительство выпустило пресс-релиз, но ничего конкретного в нем нет. В чем сложность вопроса о выделении на выборы 100 с лишним миллионов леев?

Для любого политического деятеля очень рискованно выступать против досрочных парламентских выборов, даже на декларативном уровне

Игорь Волницкий: Да, в какой-то момент появился и такой «аргумент» — в основном, его использовали участники парламентского большинства, мол, на выборы денег нет, и лучше бы заняться проблемами с пандемией, затем — решить вопрос функциональности ЦИК, и потом уж искать деньги на кампанию. Но после решения КС и президентского указа о роспуске парламента и назначении даты досрочных выборов, у правительства очень мало возможностей для маневра.

Правительство — это исполнительная ветвь власти, оно обязано выполнять определенные решения, и в этом случае есть решение КС, которое обжалованию не подлежит.

Это политический вопрос и политический спор, тем более, что кто же захочет сдавать с таким трудом завоеванные позиции!.. Но, по-моему, подобные политические споры бесполезны. У нас де-факто определенная ситуация, и политики вынуждены подчиняться конъюнктуре.

У кабинета министров вариантов нет, кабмин должен выделить финансовые средства. Да, это может быть нелегко, но альтернатив не существует.

Но я понимаю и позицию правительства, мы действительно находимся в ситуации, когда важен каждый бэнуц в госбюджете, у нас пандемический кризис, у нас экономический кризис, который длится больше года и только усугубляется, и вот еще и досрочные парламентские выборы. У кабинета министров вариантов нет, кабмин должен выделить финансовые средства. Да, это может быть нелегко, но альтернатив не существует.

Свободная Европа: Медики предупреждают, что после пасхальных праздников может наблюдаться рост числа заболевания Covid-19. Если ситуация ухудшится, может ли это повлиять на досрочные парламентские выборы?

Игорь Волницкий: Разумеется. Возможно, этот вопрос уже фигурирует в политическом пинг-понге, на уровне деклараций двух вышеупомянутых политических лагерей. Я видел, что и социалисты, и лично лидер ПСРМ Игорь Додон говорили, что из-за новой волны пандемии Майе Санду придется пересмотреть собственный указ. Но надо признать, что мы оказались в беспрецедентной ситуации, которой, думаю, не бывало за последние сто лет, после предыдущей пандемии.

Нужно очень внимательно следить за эпидемиологической обстановкой, анализировать ее эволюции. У нас действительно может быть взрывной рост, но мы не врачи, мы не специалисты, чтобы давать прогнозы. Думаю, все политические игроки тоже будут следить за соответствующими показателями, связанными с пандемией, и при необходимости, конечно, будут приняты необходимые решения.

Свободная Европа: Тем временем ЦИК объявил общее количество избирателей, зарегистрированных в Государственном реестре — их 3 млн 200 тыс. И снова об этом спорят... Разве число избирателей влияет на исход выборов?

Игорь Волницкий: Еще как! В первую очередь, мы говорим о присутствии на избирательных участках граждан, имеющих право голоса, об участии в голосовании. Цифра играет важнейшую роль в определении явки. Я не хочу выдвигать какие-либо обвинения в адрес ответственных органов, но считаю, что госреестр избирателей нужно приводить в порядок, и здесь требуется гораздо более тесное сотрудничество с местными публичными властями.

На каждых выборах у нас одни и те же мертвые души, каждый раз в списках избирателей одни и те же ошибки. Нужен другой подход, более строгий, гораздо более четкий с точки зрения самого процесса подготовки списков избирателей. Иначе мы каждый раз будем сталкиваться с этой проблемой, что, в конечном итоге, искажает всю электоральную картину.

Свободная Европа: Из общего числа зарегистрированных избирателей только 2,8 млн граждан относятся к административно-территориальным единицам первого и второго уровня. И очень много граждан Республики Молдова — за границей.

Мы можем ожидать даже большого влияния диаспоры на выборах парламента в июле

Игорь Волницкий: Да, голосование диаспоры сыграло существенную роль на предыдущих президентских выборах, — это важный фактор. В целом, диаспора как электоральный феномен численно увеличивалась от выборов к выборам, начиная с 2009 года. Если вспомнить тот 2009-й год, то тогда было голосование, которое позволило демократическим партиям отстранить коммунистов от власти после восьми лет правления. А затем роль диаспоры непрерывно росла, и президентские выборы показали, что наши граждане за рубежом активно участвуют в голосовании. Мы можем ожидать даже большого влияния диаспоры на выборах парламента в июле. Молдова в плане диаспоры — уникальный случай, если не на глобальном уровне, то, по крайней мере, на европейском.

Везде диаспора играет важную роль, и в Румынии голосование диаспоры важно, и в других странах, но я не думаю, что это можно сравнивать по важности и масштабам с Республикой Молдова.

Свободная Европа: В Молдове зарегистрировано свыше 50 политических партий, сейчас модно обсуждать создание блоков — правоцентристских, левоцентристских... Насколько партии-сателлиты влияют на избирательный процесс?

Республика Молдова — это демократия, которая не очень функциональна, или, говоря яснее, которая работает плохо.

Игорь Волницкий: Это очень большое зло! Опять же, искажается сама суть демократического избирательного процесса. Республика Молдова — это демократия, которая не очень функциональна, или, говоря яснее, которая работает плохо. Думаю, что на этих выборах мы увидим электоральные технологии, политические технологии, которые будут мешать Республике Молдова. К сожалению, наше общество еще не готово к тому, чтобы отказаться от подобных политико-электоральных феноменов. Однако, у общества есть возможность влиять на политиков и снижать их соблазн использовать политтехнологии, преследуя лишь свои мелкие персональные интересы.

XS
SM
MD
LG