Линктер

ЧУКУЛ КАБАР!
27-Январь, 2025-жыл, дүйшөмбү, Бишкек убактысы 20:23

Давид Гаузер: 7 апреля на площади находились и мои ребята


Французский исследователь Кыргызстана Давид Гаузер оказался на площади Бишкека 7 апреля 2010 года по воле случая и был свидетелем кровопролития, которое развязало против демонстрантов правительство Курманбека Бакиева.

На его глазах были подстрелены первые несколько манифестантов, и он видел собственными глазами, как митингующие сумели «снять с крыши» одного снайпера.

France - David Gauzere, expert, undated
В настоящее время он работает над документальным фильмом, посвященным апрельским событиям в Кыргызстане. Он согласился ответить на вопросы «Азаттыка».

«Азаттык»: Вы были очевидцем апрельских событий в Бишкеке 7 апреля 2010 года. Как Вы там оказались?

Давид Гаузер: Если быть точным, я находился на Центральной площади в промежутке между 13.00 и 14.00. В то время я преподавал в вузах Кыргызстана.

В тот день я вышел из АУЦА на Старой площади (Американский университет в Центральной Азии, - Ред.), направлялся в Дипломатическую академию, которая располагалась на проспекте Эркиндик. Мой путь пролегал через площадь.

По дороге встретил одного знакомого француза. Стали с ним обсуждать какие-то вопросы. На площади было около 60-70 мирных демонстрантов, они держали плакаты, выражали недовольство ростом цен, тарифов на коммунальные услуги.

Вдруг раздались выстрелы. Первые две минуты стреляли резиновыми пулями. Никто не испугался, не собирался расходиться. Потом раздались выстрелы боевыми патронами.

Площадь Ала-Тоо милицейский кордон оцепил по всему периметру, на подступах выставили вооруженную охрану.

«Азаттык»: Стали стрелять боевыми пулями?

Давид Гаузер: Да, мой знакомый француз тут же вытащил камеру, начал снимать происходящее. Мы оказались невольными свидетелями того, как разворачивались события.

Когда раздались выстрелы, женщины и дети начали убегать с площади. Мужчины повели себя по-другому: они все без исключения двинулись в сторону милицейских колонн.

Когда шквал огня повалил первые ряды людей, их это не остановило - они продолжали идти в атаку, не задумываясь ни на минуту. Кто-то помогал упавшим от ранения подняться, кого-то несли на руках, появились носилки.

Тогда мы с коллегой поняли, насколько сильна ненависть к режиму Бакиева, и желание покончить с его властью, если этих молодых парней не могла остановить даже пуля, хорошо экипированные полицейские, спецтехника.

Скоро начались столкновения с милицейскими, люди отбирали у них оружие, щиты, дубинки. Вот тогда и начались реальные столкновения. Активно заработали снайперы…

«Азаттык»: Вы сами видели этих снайперов?

Давид Гаузер: Да, я насчитал, по меньшей мере, 5 снайперов. Часть из них заняла места на крыше Белого Дома, несколько снайперов вели стрельбу с крыши зданий Агропрома, Генпрокураты. На моих глазах манифестанты подстрелили одного из них.

«Азаттык»: Вам было страшно? Находиться там?

Давид Гаузер: С одной стороны, да, конечно. Но шла беспрерывная стрельба со всех сторон, поэтому, мы боялись двинуться с места, чтобы не быть убитым шальной пулей, или снайпером, который мог принять нас за митингующих. Поэтому, решили, что лучше оставаться на месте, переждать.
С нашего сектора хорошо просматривалась вся площадь, и мы видели, что там происходило.

Когда я увидел молодых юношей, подростков, которые не боялись пуль, милиции, продолжали идти на площадь, на верную смерть, меня охватило волнение. Я был поражен их смелостью. Среди этих людей я увидел и своих студентов, моих ребят.

Видел, как вперед вырвался парень, лет 16, который держал плакат «Бакиев кетсин!» (Долой Бакиева»!). Он шел с улыбкой на лице, в его облике не было смятения, страха. Я все смотрел на этих парнишек, восхищаясь их отваге. Его сразила пуля, он свалился, весь окровавленный… Тогда я про себя подумал: мне никогда не стать таким отважным, как эти парни.

«Азаттык»: Вы ожидали такого развития событий, расстрела?

Давид Гаузер: Нет, конечно. Люди вначале вышли на площадь с социальными требованиями. Но когда раздались выстрелы, это разозлило собравшихся, тогда и появились требования об отставке Бакиева.

«Азаттык»: И сегодня в кыргызском обществе не утихают споры относительно характера этих событий. Кто-то говорит, что это была революция, другие утверждают, что произошедшее – переворот. Какая из этих точек зрений близка к истине?

Давид Гаузер: Как гражданин другого государства, я не могу давать этим событиям политическое определение. Однако, на мой личный взгляд, тогда произошло народное восстание. Кроме сегодняшнего президента Розы Отунбаевой, все лидеры партий были арестованы. Среди студентов, в интернете витала атмосфера всеобщего недовольства политикой Бакиева. О том, что в Кыргызстане события будут развиваться так стремительно, произойдет революция, не думали и за его пределами.

«Азаттык»: Как Вы думаете, события в Кыргызстане каким-то образом могли повлиять на те процессы, которые происходят сегодня в странах арабского мира?

Давид Гаузер: Это непростой вопрос. Регионы расположены друг от друга достаточно далеко.

Но события в Кыргызстане подробно освещал канал «Аль-Джазира», арабы были информированы о происходящем в этой стране. Ситуация в Тунисе развивалась по кыргызскому сценарию: люди вышли с социальными требованиями, потом полиция по ним открыла огонь, люди возмутились, президент бежал.

В Египте была другая ситуация, в Ливии еще неизвестно, к чему приведут народные протесты.
XS
SM
MD
LG